"Форма воды" ("The Shape of Water")
До самого главного события киногода остаются считанные часы, и одним из фаворитом грядущей церемонии вручения наград Американской Киноакадемии будет как раз-таки новый фильм Гильермо дель Торо. "Форме..." светит три "Оскара": два "технических" и один важный. Его может получить сам мексиканец, в качестве лучшего режиссера года. И... мне он (фильм в смысле) совершенно не нравится. Я частенько не понимал "оскароносных" фаворитов. "Манхэттен у моря" показался мне очень скучным, "Ла ла Лэнд" зашел "не в то горло" и не вызвал ни малейшего восторга. Но в данном случае картина показалась мне совершенно банальной и с совершенно непонятной целевой аудиторией. Детям фильм вполне может показаться отвратительным (а некоторые сцены так и вообще не предназначены для детских глаз), для взрослых история окажется слишком сказочной и серьезно "избитой" - на такую тему ленты появляются с завидной регулярностью и в этом смысле творению дель Торо нечего предложить в плане оригинальности. Не скажу, что я сильно плевался после просмотра (хотя и это было), но "Форма воды" при в целом неплохой форме радикально не понравилась мне по содержанию. Впрочем, не буду забегать наперед.
На дворе стоит "благодатный" 1962 год. Точную дату сказать не получится, но близкий Карибский кризис чувствуется очень четко, и Холодная война имеет все шансы в скором времени стать вполне себе горячей. Место действия - Балтимор, хороший вроде бы город, в котором никто не хочет жить. А если быть совсем точным, то таинственная лаборатория Пентагона, которая, откровенно говоря, занимается не совсем понятными вещами. А вот чем занимается главная героиня - мечтательная немая Элайза (в дальнейшем Салли Хокинс), женщина не первой молодости, но все еще привлекательная, хорошо известно: она уборщица. Вместе со своей напарницей - положительной ворчуньей Октавией Спенсер, она наводит блеск на самые секретные лаборатории ЦРУ. И вот в один прекрасный день на вверенной главной героине территории появляется "новичок" - странное человекоподобное существо, амфибия, которую в дебрях Амазонки считают богом. Правительственные агенты, как и положено, проводят над ним бесчеловечные эксперименты, а потом и вообще поступает приказ ликвидировать существо. Но Салли Хокинс, которая поняла, что загадочный "пришелец" разумен и даже установила с ним своеобразную связь, полна желанием спасти амазонского бога. Даже если последствия у такого поступка будут самые радикальные.
Знаете, если вкратце описывать сюжет "Формы воды", то я бы сказал, что это тоже самое, что было в "Освободите Вилли". Только мальчонка, спасший касатку, с какого-то бадуна решает заняться с ней сексом. И нужно отметить, что у главного героя и Вилли связь была куда дольше и логичнее. Чем-то фильм дель Торо напоминает и "Красавицу и чудовище". Но опять же, в диснеевском мульте смысла куда больше! Там нормальное развитие чувств в паре - сперва Бель и Волосатый ненавидят друг друга, но потихоньку-полегоньку притираются, а затем и симпатия с любовью приходят, доказывая, что внешность не главное, главное душа! Тут все не так! Тут все бессмысленно и стремительно! Салли Хокинс скормила амфибии вареное яйцо, немножко послушала музыку, обучила паре слов и... все! Потом последовало еще хоть как-то объяснимое спасение, а потом чудовищный по своей бессмысленности роман. Амазонский бог коснулся груди Салли (учитывая, что он явно не млекопитающее, он вряд ли знал, что это вообще такое), она сперва вспыхнула, но через минуту разделась. ЛЮБОВЬ, дамы и господа! А не то, что вы там подумали...
Притом зачем-то эту неприродную связь "Освободите Вилли" и "Красавицы и чудовища" (фильм, как вы могли заметить, любит неприродные связи) завернули в обертку шпионского триллера. В фильме будут действовать советские агенты с совершенно невнятными целями. Потому как ситуация была в следующем: американцы собирались грохнуть амфибию, но русские решили их опередить и... тоже грохнуть амфибию! Какой в этом был смысл? К космической гонке и гонке вооружений добавилось межгосударственное соревнование "убить Ихтиандра"? Тем более, внедренный агент оказался противником насилия и любителем разумной жизни, именно поэтому совершенно непонятно, зачем вообще ввели всю эту линию, если она совершенно никак не повлияла на основной сюжет.
Едем дальше. Натурализм. Повторюсь, "Форма воды" по сюжету не тянет ни на что большее, чем детская сказка а-ля уже упомянутый мульт "Красавица и чудовище". И это было бы совсем неплохо - еще одна история о том, что любви покорны совершенно все. И люди, и амфибии... В конце концов в "Маппетах" лягушка любит свинью, и всех это устраивает. Но "Форма..." по тому, что там показывают, ну совершенно недетский фильм. Уровень жестокости неоправданно высок. Натурализм зашкаливает и опять же совершенно без причины. Сцены пыток истекающего кровью Майкла Стулбарга, вся линия с оторванным пальцами Майкла Шеннона, амфибия, жрущая кошку - это смотреть было откровенно противно. И, что еще важнее, неуместно! Есть жанры, для которых подобное - норма! Но это совершенно не тот случай! Тут эстетика слегка напоминает "Амели" - тоже необычные приключения романтической одинокой барышни, погрязшей в повседневной рутине (у обеих героинь даже были друзья старики-художники). И тут вам вываливают вот такое... Я искренне боялся, что мне покажут и все подробности межвидовой эротики, которую я смотреть ну вот совсем не хотел. Благо хоть до этого не дошли. Но даже то, что показали... Я не ханжа, но почему в "Форме воды" сцены ню настолько напористы и искусственны? Дель Торо как будто хвастается: "Ой, смотрите, я умею снимать сиськи". Это все умеют - этим половина Интернета забита.
Притом основная мысль картины совершенно понятна. Специально для этого и время выбрали, и второстепенных персонажей добавили - там был сосед-гей и чернокожая подруга. Основная мысль гласит: любая любовь достойна существования и одобрения. И совершенно неважно, кто ваш избранник. Но идею-то довели до совершенного абсолюта, сведя даже биологически несовместимых существ! Да даже это было бы нормально, если бы у них были хоть какие-то отношения, а не пара коротеньких сцен, в которых амфибия скорее проявлял себя, как животное, а не как человеческое существо. Вот что у дель Торо действительно получилось, так это показать, что одинокая женщина готова накинутся абсолютно на кого угодно. И по-моему это оскорбительно.
Но не все в фильме было плохо. В "Форме воды" очень хорошо поработали с костюмами и декорациями - выдержали все на наилучшем уровне. Я, конечно, не знаю, как на самом деле выглядели американские шестидесятые, но по-моему получилось похоже и очень стильно. Были в ленте и кое-какие удачные второстепенные мелочи, вроде наездов на культуру потребления и погоню за новомодными тенденциями. Мне не совсем понравилось, что главных героев "на минутку" засунули в мюзикл, но смотрелось это роскошно. И самое главное, в фильме были замечательные персонажи, сыгранные отличными актерами.
Хотя должен отметить, что к кастингу подошли уж слишком прямолинейно. Нужен идейный до фанатизма бюрократ? Возьмем Майкла Шеннона. Нужна заботливая, но вечно ворчащая подруга главной героини? Возьмем Октавию Спенсер. На подобные роли - это первые варианты, и понятное дело, что сыграли исполнители шикарно. А Шеннон так и того лучше, по моему такой уровень драматизма даже слегка превышал потребности "Формы воды". Очень хорош был и Майкл Стулбарг, просто восхитительно сыграл Ричард Дженкинс - его одинокий художник, отвергнутый обществом и работодателями, был потрясающе хорош. Ну и Салли Хокинс... Как же здорово она здесь сыграла. Чарующе прекрасный образ столь же прекрасно сыгранный. И слова учить не нужно! И как же обидно, что таких классных героев в исполнении таких классных актеров загнали в такую вот "Форму...".
P.S. Я даже не знаю... В "Форме воды" отличные визуальный ряд, некоторые сцены поставлены просто потрясающе, тут замечательные актеры, к игре которых не может быть претензий, но при этом временами фильм смотреть просто невозможно. А иногда и противно. Простая и понятная идея о "любовном равноправии" подана настолько странно, что вызвала протест даже в таком толерантном человеке, как я. Детям этот фильм смотреть нельзя (он для детей и не рассчитан), но для взрослых не нужны такие вот аллегории. Я, конечно, снимаю шапку перед Гильермо дель Торо: снять за двадцать миллионов долларов такую красотищу - это действительно достижение. Но я в упор не могу рассмотреть в фильме того, что видят критики по всему миру. Для взрослых фильм выглядит как спасение жирафа из зоопарка, а детям его нельзя.
На этом фоне "Три биллборда" выглядит шедевром.