Виндсерфинг. Уроки для продолжающих.

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума
Глиссирование в петлях

Ты бесстрашный парень, у тебя крепкие руки и железные нервы, ты бросаешься на своей доске в любые волны и тебе нравится бороться со стихией, но стихия очень часто тебя выбрасывает с доски, как ветер сдувает крошки со стола, и как бы крепко ты не держался за гик, как бы грамотно не распределял свой вес, на очередной волне или порыве ты уже знаешь что скорее всего придется выполнить старт из воды. И ты не будешь спорить с тем что тебе пора вставать в петли... Петли, как и трапеция созданы для облегчения управления доской, поэтому самый важный момент при обучении хождения в петлях - настройка. Рано или поздно твоя нога сама найдет объятия петель, но насколько это произойдет быстро - зависит от того, где на доске расположены петли.

Установка ножных петель

Если ты купил доску "с нулей" то петли на ней не установлены, а если ты не первый хозяин доски то петли на ней уже наверное есть, не стоит надеяться на то что бывший хозяин доски - тренер олимпийской сборной Гавай по фрирайду и установил петли самым наилучшим образом. Внимательно изучи рисунок и реши сам, как будут установлены петли на твоей доске. Решил? скорость и маневренность? - Запомни это, когда нибудь ты перекрутишь петли именно так, а пока не думая ставим петли как можно ближе к центру доски и как можно ближе к шарниру, ни о каких увеличениях скорости и маневренности не может быть речи, пока ты не научишься ходить в петлях.

art_6_1.jpg


Ставим ногу в переднюю петлю

Петли установлены, пора начинать ими пользоваться - главное условие для хождения в петлях - достаточный ветер, а точнее достаточная скорость. Не глиссируя стоять в петлях неудобно, да и выглядит смешно со стороны, поэтому первое о чем нужно думать - набор скорости.

При правильном отвисании на трапеции чем больше твоя скорость, тем дальше в корму ты переступаешь ногами. Набирай скорость до тех пор, пока самым удобным местом для твоей носовой ноги не окажется место, где расположена передняя петля, но для того чтобы поставить ногу в петлю тебе придется ее оторвать от доски, поэтому в момент отрыва ноги от палубы твой вес должен распределяться на трапеции и немного на задней ноге. Идеально конечно весь вес на трапеции, но вряд ли это у тебя на этом этапе получается.

Если ты набрал достаточную скорость, поставить ногу в переднюю петлю не сложно, достаточно несколько раз правильно соблюдать все условия и пытаться. Самый главный момент при этом - отвисание на трапеции, а движение ноги в петлю должно быть таким же естественным, как твоя рука заходит в карман брюк, и пусть первое время это будет сложно, после нескольких дней тренировок все начнет получаться само собой.

После того как ты поставил переднюю ногу в петлю ты заметишь как намного надежнее ты располагаешься на доске, но ты даже и не можешь себе представить как ты себя почевствуешь, оказавшись обеими ногами в петлях! Испытав это ты поймешь, что все чем ты до этого занимался - младшие классы и совсем не кул, и ты поймешь, почему твои более "продвинутые" товарищи не пытаются даже вооружиться при ветре до 5-6 м/с.


Ставим ногу в кормовую (заднюю) петлю

С задней петлей все сложнее - для входа в заднюю петлю требуется больше скорости и что самое важное, более правильное распределение веса. Если вход в переднюю петлю тебе не представлял никакой проблемы (а это не так :) то возможно что задняя петля тебе еще не готова покориться, тем более что после первой петли твоя скорость увеличилась и возможно в такой ситуации тебе даже думать страшно о том чтобы оторвать заднюю ногу от палубы. Не стоит расстраиваться - ведь гонщики super-x ходят в петлях, а значит и ты сможешь!

Ты идешь с "бешенной" скоростью и твоя носовая нога в петле - постарайся некоторое время пройти так, и обрати внимание на то, где твой вес - сделай так чтобы почти весь твой вес тянул трапеционный шкотик вниз, если образно выразиться - пытайся своим весом прижать мачтой доску к поверхности воды, тяни гик через трапецию вниз. Хорошим показателем успешного распределения веса является нагрузка, которую ты чувствуешь в кормовой ноге.

Постепенно начинай переставлять (по 2-3 см) кормовую ногу в сторону кормовой петли, когда ты нащупаешь заднюю петлю ногой - начинай также постепенно нащупывать то место, куда должна залезть твоя нога, после того как ты найдешь петлю - быстрым движением переставь ногу в петлю. Ни в коем случае нельзя смотреть на петли в этот момент, наоборот твое внимание должно быть приковано к положению доски относительно ветра и курсу, потому что после того как ты попадешь в петлю возможно тебе придется откорректировать курс, который изменился в тот момент когда ты оторвал ногу от палубы.

В общем...

Все о чем написано выше является моделью правильного порядка действий, но как известно очень часто модель отличается от реальности, например всем известно, что сначала нужно ставить носовую ногу в петлю, а потом еще разогнавшись ставить уже кормовую.

У меня например первый раз все получилось наоборот - я стоял передней ногой на доске, а заднюю поставил в петлю, а потом уже поставил переднюю, а когда ветер скисал я выходил из передней петли и делал шаг к мачте, причем задняя нога оставалась в петле! :) Я был похож на борца сумо в нижней стойке, тем не менее сейчас все у меня получается :) Главное правило - скорость и распределение веса, помни об этом!

Хитрости

Даже если тебе страшно оторвать ногу от палубы - старайся стать в петли до того как разгонишься, особенно на волнах, потом станет еще сложнее, не надо бояться - самое страшное что может с тобой произойти - падение, лишний раз отработаешь старт из воды!

Не привыкай ставя ноги в петлю размахивать, если можно так выразиться ногами - движения ног должны быть как можно короче и как бы "облизывать" петлю, иначе есть риск что твою ногу собьет набегающий поток воды, когда ты оторвешь ее от палубы (если непонятно о чем я написал - не расстраивайся, когда нибудь с тобой это произойдет и ты сразу все поймешь :)

Когда идешь в петлях - старайся ногами просто трогать палубу, не нужно давить ее, выпрямляй носочки и пытайся дотрагиваться до палубы только той частью ступни, на которой ты стоишь, если становишься на носочки.

И конечно - все таки первой должна оказаться в петле носовая нога, это истина, и не привыкай ходить только в одной петле - это тоже неправильно, петли только тогда эффективны, когда работают вместе.

Добро пожаловать в удовольствие!

Настоящий виндсерфинг начинается только после того, как ты научишься глиссировать в петлях. Все, что было до этого - школа, все, что будет после - удовольствие и драйв! Школа конечно же будет всегда, виндсерфинг тем и прекрасен, что предела совершенству здесь нет, но теперь школа это удовольствие от обучения, а не обучение ради удовольствия. На этом этапе осталось освоить последний необходимый элемент, после чего можно будет смело перестать считать себя "чайником" :)
 

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума
Водный старт

Старт из воды обязательно нужно изучить перед тем как начать осваивать волны или короткую доску, т.к. поднимать парус за стартшкот при сильном волнении и ветре намного сложнее, чем в учебных условиях, к тому же старт из воды экономит силы и во многих случаях время.

Когда нибудь старт из воды станет для тебя рутиной и при выполнении этого элемента ты будешь думать не о том, где взяться за гик или как расположить парус, а например о том что не получилось при фордаке. Все это впереди, а пока нужно научиться. Если ты чувствуешь тягу паруса на гике, направление и силу ветра, тебе останется только правильно расположить парус с доской относительно ветра, подорвать парус и ветер сам тебя вытащит (или выдернет :)

В старте из воды самое главное прочувствовать как это происходит, т.е. после того как получится первый старт можешь быть уверен - дальше все пойдет как по маслу! Это не фордак, который нужно оттачивать постоянно, один раз выполнив старт из воды, дальше ты будешь работать только над повышением его эффективности.

Тренироваться следует только если ветра достаточно, а лучше пусть ветра будет немного больше, чтобы сориентироваться посмотри на других: если люди с таким же парусом как у тебя глиссируют в петлях - смело приступай, т.к. для одного и того же паруса для старта из воды требуется меньше ветра, чем для глиссирования в петлях. Также важно подобрать и настроить матчасть для тренировок.

Два необязательных условия чтобы облегчить и ускорить процесс обучения: парус лучше взять не больше 6-7 кв.м, без камберов, а гик установить так, чтобы он ложился на корму доски (по возможности конечно). Когда ты научишься стартовать, этими уловиями можно будет пренебречь, а пока лучше все таки их соблюдать.

Бич старт как основа для waterstart

Стартовое расположение паруса и доски относительно ветра:

Доска должна располагаться перпендикулярно направлению ветра, носом в ту сторону, в которую ты собрался идти после старта. Парус расположен вдоль доски, мачтой к тебе, шкотовым углом под ветер. Гик лежит на самом конце кормы, примерно той частью, где на гике крепится носовой конец трапец-шкота, в этом положении парус свободно лежит на корме и не переваливается ни на тебя, ни от тебя. Ты стоишь спиной к ветру, с наветренной стороны доски, носовой рукой держишь заднюю, ближнюю к себе петлю, кормовой рукой держишься за мачту выше гика.

art_7_1.jpg


Тренировки лучше всего выполнять на глубине по пояс.

После того, как все правильно расположено относительно ветра можно начинать попытки. Задней рукой держи заднюю петлю, а передней рукой держи мачту выше гика (сам ты располагаешься около кормы, мачту передней рукой берешь как можно выше, поэтому руки станут крест-накрест). Задней рукой немного поднимай парус за мачту так, чтобы немного наполнить парус ветром, после того как парус "обопрется" на ветер, а его шкотовый угол оторвется от воды быстро хватайся за гик передней рукой, которой ты держался за заднюю петлю, а потом задней рукой отпускай мачту и быстро переноси ее на гик. Т.к. ты больше не держишь доску, ветром ее начнет поворачивать - чтобы этого не произошло расположи парус так, чтобы он задней шкаториной лег на доску между петлями.

Теперь нужно немного поднять парус передней (мачтовой) рукой - он наполнится ветром и ты почувствушь тягу. Теперь можно или выполнить бич старт, или подтянувшись за гик оторваться ногами от дна и пройти несколько метров, буксируемый парусом. Твоя главная задача - научиться уваливать или приводить доску, находясь по грудь в воде, без опоры ногами о дно, удерживаясь только руками на гике. При этом ты заметишь, что тебя сносит по ветру, поэтому для тренировок выбирай место чтобы после того как продрейфуешь, можно было опять стать ногами на дно.

Когда ты научишься уверенно "плыть" за доской в таком положении - попытайся выполнить старт: закрой парус настолько чтобы тебя начало поднимать. Первая нога, которая становится на доску кормовая! Затем когда тебя вытянет вверх достаточно, ставь носовую ногу. Будь уверен - после 10-20 попыток ты научишься выполнять старт из воды. Единственное что можно добавить - это несколько важных моментов:

Хитрости

Когда ты начнешь закрывать парус и тебя "потянет" - выпрями руки и спину, закинь кормовую ногу на доску и жди, пока тебя в таком положении поднимет настолько, чтобы ты смог поставить носовую ногу на доску. Чем ниже центр тяжести твоего тела, тем лечге старт. Если образно выразиться, то парус должен затянуть тебя на доску. Всегда помни - самое важное это расположение доски относительно ветра. Все время следи за правильным ее расположением. Если ветер слабый доска должна распологаться уваленной, а если ветер сильный - доска немного приведенная.

В тот момент когда носовая нога коснется доски ты долен уже двигаться, т.е. в идеале, когда ты поставил кормовую ногу на доску ты должен начинать движение, и все внимание сосредоточено не на ноге, которая в воде, а на том как отработать парусом чтобы тебя не развернуло или не перетянуло на подветренную сторону доски. После того как ты поставишь кормовую ногу на доску, не нужно на нее опираться, основная нагрузка должна по прежнему распределяться на руках, представь что на корме доски кнопка, которую надо накрыть ногой, но нажимать на нее нельзя до тех пор, пока не станешь на доску обеими ногами.

Старт из воды на глубине и при невыгодных условиях

Если ты уверенно отработал упражнение на глубине по пояс и умеешь удерживать доску перпендикулярно ветру, дрейфуя, можно перейти к последнему этапу - старт из воды, единственная разница будет в том, что теперь нужно будет научиться располагать парус и доску для старта без опоры под ногами. Чтобы не тратить сначала много сил предоставь выбор, куда начинать движение случаю - смотря как упал парус относительно ветра, так и располагай его для старта.

Затащите парус так, чтобы гик лег на корму доски, после этого возмись носовой рукой за шарнир, а кормовой за мачту выше гика и начинай разворачивать парус вместе с доской чтобы ветер дул в спину. Если невыгодно начинать движение в эту сторону после старта ты можешь развернуться, или на крайний случай специально завалить парус на выгодное направление. Пока ты не отработал хорошо старт из воды тебе будет трудно разворачивать парус с доской именно в то положение, которое нужно.

После того как ты занял правильное положение, подними парус кормовой рукой, а когда он оторвется от воды хватайся за гик носовой рукой, сразу же переноси кормовую руку с мачты на гик и сразу же двумя руками расположи парус так, чтобы он лег задней шкаториной между петель на подветренной стороне доски. Это нужно для того, чтобы доску не развернуло на волнах или ветром. Начинай закрывать парус, чтобы почувствовать тягу в парусе. Меняя усилие на носовой или кормовой руке ты будешь уваливать или приводить доску.

После того как ты расположился удобно для выполнения старта - закрывай парус сильнее и старайся кормовой ногой наступить на корму примерно в районе между петлями. Если после этого тяга в парусе ослабела - еще закройте парус и немного увались. Когда тяга паруса затянет тебя на доску - ставь носовую ногу на палубу, откорректируй свое положение и вперед...

После того как ты достаточно хорошо отработаешь старт из воды при случайном расположении - пора брать контроль над ситуацией в свои руки и научиться располагать парус с доской именно так как надо. Если ты упал и парус лег выгодно - хорошо, если невыгодно - тоже хорошо: стартуй в эту сторону, но после того как ты наполнишь парус ветром, вместо того, чтобы заскочить на доску, начни уваливаться до тех пор пока ветер не начнет дуть в шкотовый угол - парус при этом перекинется на нужное направление. Ньюанс при этом - держи мачтовую руку прямой (как можно бОльший угол между мачтой и поверхностью воды) и следи, чтобы ветер все время поддувал под парус, а не прижимал его к воде. После того как парус перекинется - затащи гик на корму и начинай старт.


Вот и все! "Курс Чайника" можно считать законченным! Теперь ты глиссирующий и водно-стартующий "продвинутый" фрирайдер, (делаем важное лицо
biggrin.gif
). Поздравляю!!!


Теперь на некоторое время тебя будет заботить только одно - глиссирующий фордак. Те, кто его уже делают, говорят, что ничего сложного в этом нет, а те, кто его не делают пытаются найти в литературе или интернете "рецепт". Мне придется тебя разочаровать: такого рецепта не может существовать, т.к. глиссирующий фордак должен "прийти" сам (или наоборот, до него нужно дорасти). Как это? Очень просто - когда ты наберетешься достаточно опыта и накатаешь достаточно времени, фордак у тебя получится сам по себе (конечно, если ты имеешь представление, о чем вообще речь) Я могу только посоветовать "упражнение", которое ускорит процесс твоего роста, это фордак без перекидки паруса - jibe clew first, хотя и про глиссирующий фордак теория тоже есть
smile.gif
 

Глокая Куздра

Гражданин форума
Команда форума
Jibe Clew First (фордак без переброски паруса)

Рассматриваемый способ выполнить фордак – самый стабильный, поэтому такой элемент обязательно нужно иметь в своем арсенале. Этот фордак хорошо подходит как для ровной воды, так и для волн и может выполняться в любой ветер и на любой скорости.

Кроме того, хорошо отработав способ с поздней перекидкой паруса, вам намного легче станет освоить глиссирующий фордак, потому что изучая такой jibe, вы не отвлекаетесь на смену стойки и перекидку паруса и все ваше внимание сконцентрировано на поведение доски в повороте, что вам сильно пригодится, когда вы будете осваивать карвинг (ведение дуги доской в глиссирующем фордаке).

Также вы немного осваиваете switch stance (обратную стойку) и clew first (положение паруса шкотовым углом вперед). Но главное – вы тренируетесь правильно располагать ваше тело относительно матчасти во время поворота, что является чуть ли не ключевым моментом в глиссирующем фордаке.

Идея маневра в том, что во время разворота вы не переступаете и не меняете положение вашего тела и паруса, а "скручиваетесь" по мере прохождения поворота, выходя из дуги шкотовым углом вперед. Только после того, как доска станет на другой галс и займет стабильное положение, вы выполняете смену стойки и перекидываете парус.

Преимущество этого способа в том, что на протяжении всего времени выполнения маневра, парус постоянно закрыт, т.е. вам всегда есть "на что опираться", что делает такой фордак очень стабильным.

1 Идем галфвиндом (Рис. 1)

2 Немного подаем парус в сторону носа доски, доска начинает уваливаться. (Рис. 2)

3 Все, что вам остается дальше - держать парус так, чтобы он все время прохождения поворота создавал поворачивающий момент, и был закрытым, т.е парус должен постоянно "тянуть". (Рис. 3-4-5) Для этого во время поворота ваше тело вместе с парусом постепенно "скручивается", но не забудьте, что после прохождения курса фордевинд, угол паруса нужно изменить (перетянуть парус на себя), так, чтобы парус тянул в нужную сторону (Рис. 6-7).

art_8_1.jpg


art_8_2.jpg


4 После того, как доска почти станет на новый галс, можно менять стойку. (Рис. 8)

5 И последнее, что останется сделать – перекинуть парус (Рис. 9)

art_8_3.jpg


Кстати: в конце маневра можно вообще не перекидывать парус, а продолжать идти шкотовым углом вперед - очень выгодное положение, которое потенциально можно закончить массой варинатов из Light wind freestyle. В общем очень полезный и интересный способ – настоятельно рекомендую освоить каждому
biggrin.gif
 
Сверху