Эксперимент с шестью русскими
Эта особенность русских - недоверие один к другому - поразила меня ещё в детстве.
Когда ещё школьником, с родителями, я первый раз попал в Москву.
Это было ещё в те Брежнеские времена, когда в автобусах ещё не было компостеров, а в тех автобусах где не было кондукторов, возле водителей стояли кассы с прозрачным верхом, зараженные рулоном билетов и хромированным колёсиком сбоку.
В кассу надо было кинуть 5 копеек, прокрутить колесико и оторвать высунувшийся билет.
Середина дня, полупустой московский автобус, на заднюю площадку заходит женщина и громким голосом объявляет: - "Постоянный!".
Я стоял и думал:
-водитель, занятый дорогой, её вряд-ли услышал, а если и услышал, то вряд-ли запомнит кто именно из пассажиров это сказал, котролеров в автобусе не было, перед кем она отчитывалась? Передо мной? А мне не по барабану - постоянный у неё или переменный? Я как-бы и так апрриори верю, что внешне приличная тётя не собирается проехаться зайцем и доказывать мне, что белое это белое, не надо.
Но произнесла она это своё "Постоянный!" с таким видом, как будто кругом не свои, которым можно доверять, а будто во всех нас, находившихся в том автобусе, она подозревала скрытых контролеров.
Этологи – специалисты, изучающие поведение животных – провели за последние сто лет тысячи разных экспериментов с обезьянами, но один из них, на мой взгляд, особенно красив.
Редко кому удавалось достичь на этой ниве не то что блестящих научных результатов, но и прямо-таки философских глубин.
Вот его описание.
В большой, просторной клетке обитают шесть обезьян.
В дальнем углу клетки затейники-экспериментаторы подвешивают целую гроздь (или целое лукошко – не помню) спелых, вкусных, соблазнительных фруктов и/или бананов. Рано или поздно одна из обезьян, фланирующих по клетке, обнаруживает этакое богатство и, естественно, тянет к беззащитно висящему лакомству передние конечности. За ней начинают подтягиваться и другие обезьяны.
Но, не успевает она до них даже дотронуться, как происходит страшное:
в клетку с диким шумом и гиканьем врывается целая орава экспериментаторов – которые, оказывается, все это время были начеку и только ждали момента!
В итоге, нежданно-негаданно, на бедных обезьян обрушивается страшная кара:
в руках у экспериментаторов – сильные брандспойты, они безжалостно направляют хлесткие струи во всех без разбору обезьян и сгоняют их в противоположный от лакомства угол клетки. Через некоторое время они уходят, и на «поле боя» остаются лишь обитательницы клетки – жутко напуганные, до костей вымокшие и замерзшие.
Через какое-то время другая обезьяна пытается все ж подобраться к фруктам – и сцена повторяется, а на полу клетки появляются новые лужи воды.
Всё, урок усвоен!
Наши человекообразные родственники занимаются в клетке своими делами, и ни одна даже не смотрит в сторону по-прежнему аппетитно висящих фруктов в дальнем углу.
(До сих пор в эксперименте не было ничего интересного – так, обычное научение с отрицательным подкреплением. Но терпение! Самое интересное только начинается.)
Когда обезьяны окончательно успокаиваются, экспериментаторы аккуратно изымают из клетки одну обезьяну и выпускают вместо нее другую, «новенькую». «Новенькая» знакомится с товарками, начинает обследовать клетку и, естественно, натыкается на ту самую гроздь лакомства. Едва только она собирается закусить – к ней немедля с предостерегающими криками бросаются сразу несколько «старых» обезьян и, схватив «за руки», оттаскивают прочь.
В крайнем возбуждении они втолковывают «новенькой», что эти фрукты брать нельзя! Нет! Еще бы – они-то знают на своем горьком опыте, чем это чревато для обитателей клетки…
«Новенькая» быстро соображает, что к чему, и тоже, как и все, больше не делает даже попыток подойти к нахально вывешенному лакомству.
Тогда экспериментаторы идут на следующий шаг:
они забирают из клетки еще одну «старенькую», пережившую налет с брандспойтами, обезьяну – и так же заменяют ее «новенькой».
С ней происходит та же история:
она натыкается на фрукты в дальнем углу, пытается ими полакомиться, но на нее налетают остальные и, громко визжа, дают понять, что это «низзя!»
Характерно, что в церемонии «убеждения» принимает активное участие и та, что была «вброшена» в клетку недавно, перед этой обезьянкой.
Далее процедура повторяется еще четыре раза:
экспериментаторы последовательно убирают из клетки «старый состав» и заменяют его – по одному – на «новеньких».
В конечном итоге наступает апофеоз:
в клетке сидят шесть обезьян, которых никто и никогда не поливал из брандспойта, на которых вообще никогда не обрушивалась никакая внешняя кара за попытки полакомиться
– но тем не менее, все они полностью игнорируют свежие, аппетитные фрукты в зоне прямой досягаемости.
То есть ведут себя совсем не так, как, казалось бы, должны себя вести обычные, «простые» обезьяны.
Финита!
Смысл описанного эксперимента куда шире, чем наука этология (наука о поведении животных).
Его значение вполне можно распространить и на социологию.
По сути, нам в максимально упрощенном виде продемонстрирована технология, как можно – без всякой генетики – достичь требуемого устойчивого (!) и воспроизводимого поведения в достаточно большой группе.
Можно этот эксперимент слегка мысленно продолжить: к примеру, предположить, что у описанных обезьян в этой же клетке родились дети, подросли, сами стали взрослыми обезьянами – и все они точно так же «знали» бы, что соблазнительные фрукты трогать «низзя!!»
Можно ли было бы сказать в этом случае, что данное «знание» у этих обезьян «в генах»? Очевидно, что нет. Это «знание» закреплено не в генах, а социально – в том обществе, которое составляют данные 6 особей.
Мне кажется, что мы вполне вправе говорить о «социалистическом эксперименте» в терминах данного выше «эксперимента с шестью обезьянами».
Просто в случае с СССР «клеткой» оказалась 1/6 часть суши, а «6 обезьянами» - наши деды, отцы, да и мы сами.
Алексей Рощин
Страна утраченной эмпатии
Дальше Рощин пишет о том, что такое эмпатия (способность сопереживать эмоциональному состоянию другого но что главное, не просто другого, другими бывают и враги, а своего человека) и справедливо констатирует, что у русских к другим русским эмаптии нет.
У басков к баскам есть, у евреев к евреям есть, у украинцев к украинцам есть, у японцев к японцам есть, а у русских к русским - нет.
Но так как Рощин и сам русский, то причину этого он ищет везде, кроме того единственного места, где эту причину можно найти.
Главная причина в том, что русские для русских не свои.
"Свій до свого по своє" это не про них.
Посмотрите как хоронят украинцы своих воинов и сравните - как хоронят русские русских ихтамнетов.
Потому что баски, евреи, украинцы, японцы - это народы.
А сообщество "русские", это мимикрирующее под "народ" разноэтническое сообщество служивых людей империи.